Всероссийская академия внешней торговли Минэкономразвития России
Программа  MBA Деловой английский Интернет-обучение Как поступить? Контакты European Council for Business Education, Geneva, Switzerland - Bruxelles, Belgium London Chamber of Commerce and Industry, United Kingdom
  Главная
  О нас
  Программа МВА
  Программа EMBA
  Профессиональная
     переподготовка
  Интернет-обучение
  HR-менеджмент
  Управление
     изменениями
  ВЭД РЕГИОНОВ
  Интегральное
     лидерство
  Программа DBA
  Иностранные языки
  Слушателям
  Гостевая книга


Rambler's Top100
Study.Ru | Английский язык: ресурсы Интернет



 
Вверх
ВКШ В ПРЕССЕ

Накапливая мировой опыт

// Газета "Известия", 14.03.2011г.


Сергей Борисович Мухин
Зам. декана факультета профессиональных программ ВАВТ, Директор ВКШ ВАВТ

Традиции бизнес-образования закладывались во Всероссийской академии внешней торговли (ВАВТ) со времени основания в 1931 году, когда восемьдесят лет назад на Академию была возложена задача подготовки руководящего управленческого состава для работы во внешнеэкономической сфере. Уже тогда было очевидно, что на мировых рынках, где доминируют компании из экономически развитых стран, профессиональные знания делового администрирования - это важное конкурентное преимущество, без которого невозможно успешно экспортировать отечественную продукцию, выгодно закупать необходимые нашей стране импортные товары или осуществлять инвестиционные проекты за рубежом. При этом важная особенность учебного процесса заключалась в том, что он был настроен на специалистов, уже имеющих высшее, как правило, инженерное образование и существенный стаж практической работы.

С самого начала становления рыночной экономики в нашей стране накопленный в течение многих десятилетий опыт преподавания зрелой аудитории и интелектуальный потенциал позволил ВАВТ активно участвовать в создании российской системы бизнес-образования. В 1988 году по Постановлению Правительства в структуре ВАВТ была создана Высшая коммерческая школа Министерства экономического развития и торговли РФ, которая стала одной из первых школ бизнеса для подготовки управленческих кадров. В 1990 году ВКШ в качестве соучредителя участвовала в создании Российской ассоциации бизнес образования.

Потребовалось значительное время, прежде чем центральное место в российской системе бизнес-образования заняла программа MBA - общепризнанный в мире лидер подготовки по профилю делового администрирования, которая рассматривается как важная предпосылка карьерного роста управленцев.

Аналогом, предшествующим программе МВА, можно считать комплекс программ профессиональной переподготовки, предназначенный для подготовки менеджеров в области российского и международного бизнеса, организации и техники коммерческой деятельности, управления персоналом, управления финансами, банковского дела, международного маркетинга. Указанные программы профессиональной переподготовки успешно реализуются в ВКШ с 1993 года до настоящего времени в меньшем, чем МВА объеме академической нагрузки и завершаются выдачей Государственного диплома РФ о профессиональной переподготовке.

Программа МВА разрабатывалась в ВКШ в период 1994-1996 годов и в качестве эксперимента была апробирована с сентября 1996 года. В 1999 году Приказом Минобразования России, ВКШ была включена в Перечень образовательных учреждений, рекомендуемых для участия в эксперименте по реализации программ МВА. Результатам осуществления программы МВА в ВКШ была дана положительная оценка, в том числе подтверждено ее соответствие Государственным требованиям.

В настоящее время большинство желающих учиться искусству управления по программе МВА предпочитает делать это, не выезжая за рубеж. Диплом MBA стали выдавать многие российские учебные заведения, имеющие государственную аттестацию и получившие соответствующую аккредитацию программы MBA. В условиях достаточно большого выбора бизнес школ особое значение приобретает гарантированное качество обучения. В этой связи существует проблема, которая касается тех, кто выбирает место обучения, преимущественно ориентируясь на рейтинги школ бизнеса, публикуемые издательствами, и место в списке результатов поиска в Интернет. Причина в том, что в действительности подобрать объективные критерии сложно, а порой весьма частные оценки авторов рейтингов, вдобавок подкрепленные коммерческой Интернет рекламой, могут существенно дезориентировать людей, особенно на начальном этапе выбора учебного заведения.

Вместе с тем, как показывает практика, гораздо чаще оправдывает свои ожидания тот, кто, решая, куда идти учиться по программе MBA, выбирает школу бизнеса по собственным критериям и информации, полученной благодаря прямым контактам, посещениям и собеседованиям непосредственно в школах бизнеса. При этом зачастую круг критериев и приоритетов выбора места получения МВА существенно сужается. Например, значительная часть слушателей программы MBA ВКШ, при опросах отмечают, что на их решение поступить в ВКШ, в немалой степени, повлияло наличие у программы MBA международной аккредитации. Очевидно, в подобных случаях проводится аналогия с получением сертификации западных организаций по качеству продукции, а отечественным предпринимателям уже хорошо известно, насколько высоки требования и тщательны процедуры получения подобных документов.

Следует отметить, что ВКШ придает особое значение обеспечению международной аккредитации, рассматривая данное направление работы, как важную часть стратегии интеграции с зарубежной системой бизнес-образования. При этом в ВКШ есть понимание того, что международная аккредитация программы МВА будет и впредь определяющим фактором конкурентоспособности данного образования, при этом усиливаясь по мере вовлечения нашей страны в процессы глобализации. Так, в настоящее время Россия уже имеет с рядом европейских стран договоренности об упрощении трудовой миграции, которые интенсифицируют трансграничный обмен управленческих кадров. Безусловно, большой импульс в данном направлении даст вступление России в ВТО.

Как известно, международная аккредитация требует регулярного подтверждения. В ВКШ выполнение этой задачи обеспечивает важные ориентиры для сохранения высокого интернационально признанного уровня образования. В настоящее время программа МВА ВКШ имеет повторную аккредитацию Европейского совета по бизнес образованию (European Council for Business Education - ЕСВЕ), Швейцария.

Авторитет ЕСВЕ хорошо известен за рубежом. Данный Совет является независимой некоммерческой международной аккредитующей организацией, которая объединяет представителей учебных заведений 24 государств. Разработанная ими аккредитационная система сформирована таким образом, что исключает любую возможность подтасовки фактов, коррупцию, и на деле способствует процессу сближения программ различных школ в единое образовательное пространство. Это также помогает решению проблемы ликвидности диплома при трудоустройстве выпускника MBA в другой стране, поскольку сертификат ECBE свидетельствует о соответствии программы мировым образовательным стандартам.

Наряду с этим, программа МВА ВКШ признана Европейским институтом международного менеджмента (European Institute of International Management - IEMI), Франция, Париж, а также Экспортной академией Баден-Вюрттемберг (IMI an der Export-Akademie), Германия, Баден-Вюрттемберг.

Благодаря развитию с 1989 года партнерских отношений ВКШ с Европейским институтом международного менеджмента (IEMI) и его дочерней структурой Европейским корпоративным университетом управления (ECMU), расположенным в Брюсселе, слушатели ВКШ имеют возможность получения так называемого "двойного диплома". IEMI был основан в 1973 году при участии Международного центра менеджмента и Группы IPSA, находящихся в Женеве. Это частное учебное заведение высшего образования, которое специализируется в области менеджмента, маркетинга, международных коммерческих операций, финансов и человеческих ресурсов.

Основными сферами сотрудничества ВКШ и IEMI являются программа МВА со специализациями в области международного бизнеса, а также программа DВА. При этом программы и учебные курсы ВКШ согласовываются с французской стороной, предусмотрены совместные семинары и консультации в ВКШ с участием французских преподавателей. Соглашение о партнерстве также предусматривает возможность обмена профессорско-преподавательскими кадрами и студентами. Выпускники, успешно завершившие программу МВА, могут получить диплом IEMI при условии сдачи экзамена по английскому языку на сертификат Лондонской торгово-промышленной палаты III (Intermediate) или IV (Advanced) уровень.

Как известно, в настоящее время деловой английский язык - это неотъемлемая часть квалификации современного менеджера независимо от того, работает он в российской или иностранной компании.

Языковая подготовка в ВКШ ведется на основе программы Лондонской торгово-промышленной палаты (LCCI). ВКШ имеет с LCCI договор о сотрудничестве с 1990 года, согласно которому ВКШ помимо обучения английскому языку также является экзаменационным координационным центром LCCI в СНГ. В настоящее время ВКШ ведет обучение по следующим программам LCCI:

  1. "Разговорный английский для промышленности и коммерции" (SEFIC - 5 уровней).
  2. "Английский язык для индустрии туризма (ЕFTI - 2 уровня).
  3. "Русский язык для промышленности и коммерции (Russian FLIC - 5 уровней).

Основная цель обучения - это овладение способами общения, дающими возможность выполнять профессиональную работу свободно, без услуг переводчика. Для овладения иностранного языка используется и британская, и российская методика преподавания, основанные на интеграции традиционных и современных методов, а также дифференциации по профессиональным группам. Однако главным принципом является индивидуальный подход к слушателю. Среди методических приемов обучения деловому языку, где ведущее место занимают языковые технологии, используются также методы, развивающие деловую подготовку. Это - деловые игры, "круглые столы", анализ кейсов, принятие групповых решений, мозговой штурм и т.п. Помимо владения методикой обучения языковые преподаватели обладают рядом личных качеств, необходимых для деловой подготовки. Прежде всего, это - умение вести переговоры, хорошие знания основ коммерческой работы и заинтересованность обсуждать в аудитории проблемы и ситуации из реальной жизни.

Что касается LCCI, то - это без преувеличения старейший в мире бренд по обучению деловому английскому языку, имеющий свои экзаменационные центры в 125 странах. LCCI свыше 150 лет является носителем языковой квалификации, содержащей иноязычную компетенцию, которая дает возможность использовать язык в тех реально деловых и социальных ситуациях, когда одно неверное слово или неправильное построение фразы могут означать кардинально различный исход дела в виде сговорчивого или неуступчивого клиента, заключенной и упущенной сделки, успеха и провала нового проекта.

В перспективе важным направлением развития программ МВА, как и прежде, останется сотрудничество с Европейскими и Северо-Американскими школами, которое возможно будет также сопровождаться открытием их собственных представительств и филиалов в России.

Дальнейшая кооперация с зарубежными школами и распространение их опыта в России усилит конкуренцию между программами МВА. Это повлечет за собой необходимость дальнейшего совершенствования образовательного процесса, возможно, путем объединения читаемых курсов в блоки (финансы, менеджмент, оперативное и стратегическое управление, экономика и т.д.). В таком случае в школе потребуется ведущий преподаватель по модулю, а форма контроля по каждому курсу должна теснее коррелироваться с материалом, изложенным в других частях модуля. При этом возможно контроль по курсу замениться контролем по модулю, что позволит глобализировать видение делового администрирования в целом. На первый взгляд это усложняет программу МВА. Но, по мнению ведущих преподавателей ВКШ, в ней не должно быть ощущения легкости обучения. Должно быть трудно, как в реальной жизни, и это повысит ценность обучения и самой программы.

Одна из особенностей современного рынка бизнес-образования в России заключается в том, что слушатели чаще, чем прежде выбирают менее продолжительные по времени программы. Это - программы повышения квалификации и программы профессиональной переподготовки. Во-первых, это связано с более низкой стоимостью таких программ по сравнению со стоимостью программ МВА. Финансовый критерий отбора продолжает сохранять актуальность, которая была особенно высока в годы экономического кризиса, когда многие работодатели сократили бюджеты для социальных, в том числе и образовательных потребностей своих сотрудников. Так, если в ВКШ до кризиса около одной трети слушателей программы МВА обучались за счет работодателя, то в 2010 году число таких слушателей среди вновь поступающих было весьма заметно ниже. В настоящее время, несмотря на стабилизацию экономической ситуации в стране, количество организаций, готовых оплачивать обучение своих сотрудников пока по-прежнему невелико. Кроме того, кризис научил как организации, так и слушателей более тщательно прорабатывать свою инвестиционную программу в образование, в особенности, в случае более продолжительного и дорого обучения.

Во-вторых, выбирать более короткие программы слушателей заставляет высокая загруженность на работе. В этой связи определенным образом изменились предпочтения относительно режима обучения. Если несколько лет назад в ВКШ основной формой обучения была вечерняя, то с 2010 года все большее количество слушателей выбирает форму выходного дня. Вероятно, на этом сказывается и хроническое состояние транспортного коллапса, в котором находится наш мегаполис.

И все же, в этих непростых условиях набор на программы МВА продолжается, а дипломом МВА имеет высокий авторитет у управленцев и собственников компаний. Так, по опросу, проведенному ВКШ среди выпускников 2010 года, около 70% респондентов заявили, что после получения диплома МВА их доходы увеличились. При этом 20% выпускников ответили, что они смогли найти новую, более высокооплачиваемую работу, где одним из требований к кандидатам было наличие диплома МВА.

Но перед слушателями, приступивши к обучению по программе МВА вне зависимости от формы обучения - вечерней, очно-заочной или выходного дня, возникает еще одна проблема. Государственные требования к программе МВА предусматривают значительный объем внеаудиторной работы слушателей с целью формирования и развития профессиональных навыков менеджера, адекватных целям программ МВА. Таким образом, кроме очных занятий от слушателей требуется дополнительное время на изучение материала и выполнение заданий вне стен школы бизнеса. Поэтому существует задача организовать такую внеаудиторную работу, мотивировать слушателей к ее выполнению, а также обеспечить должный уровень контроля их успеваемости.

Для решения данной задачи в ВКШ используется академический, расположенный в здании школы центр дистанционного обучения, деятельность которого направлена на разработку и внедрение в учебный процесс современных интерактивных технологий дистанционного обучения, позволяющих по-новому организовывать внеаудиторную работу на программах дополнительного профессионального образования.

Специально для слушателей программ МВА были разработаны виртуальные классы, которые иначе называют виртуальными кабинетами преподавателей, где слушатели через сеть Интернет могут получить дополнительные материалы к лекциям, задания для самостоятельного либо группового выполнения, а также воспользоваться средствами дистанционного общения с преподавателями.

Такая форма учебной работы существенно расширяет информационно-методическое обеспечение образования, поскольку многие преподаватели дополнительно к своим учебным пособиям и материалам, которые слушатели получают на лекциях, размещают в вириальном классе актуальные статьи, сборники статистических данных, видеоролики, ссылки на необходимые слушателям российские и зарубежные ресурсы Интернет. Задания для самостоятельного выполнения позволяют еще раз закрепить изученный материал, применить в конкретной практической ситуации те или иные профессиональные навыки и умения. Особый интерес представляют коллективные задания, когда слушателям предлагается подготовить решение, находясь в составе одной из команд, работая в интерактивном форуме. Это позволяет развить умения письменного выражения своего мнения, и коммуникационные навыки в целом. Кроме того, такой метод улучшает личные аналитические, творческие и социальные качества, позволяет научить слушателей пользоваться формально-логическим и эвристическим механизмом моделирования управленческих решений.

Другая не менее перспективная форма применения современных информационных технологий в ВКШ внедрена в образовательный процесс очно-заочного обучения. Согласно существующим нормативам занятия для очно-заочных слушателей предусматривают сборы в школе три-четыре раза в год на две недели. При этом, объем аудиторных часов у них такой же, как и на других формах обучения. Большие перерывы между сессиями заметно снижали эффективность усвоения учебного материала. Наряду с виртуальными классами, отмеченными выше, значительно улучшить положение позволило использование интернет-семинаров на основе технологий аудиовизуального общения (или иначе вебинаров). Это позволило контролировать выполнение самостоятельных заданий, обеспечить слушателей дополнительными материалами. Со своей стороны слушатели могут получить дополнительные знания посредством более подробные ответы преподавателей по индивидуально интересующим их вопросам. Но главное, благодаря этим технологиям удается заметно активизировать обучение заочников вне стен школы бизнеса.

Как известно, на современном этапе технологии дистанционного образования пока не могут полностью заменить очное обучение. Важно, что существует определенное запаздывание в действующей в России нормативной базе, которая еще не предусматривает проведение программ МВА полностью в дистанционном режиме. Однако имеющийся в ВКШ опыт показывает, что за такими технологиями будущее, и дистанционное обучение поможет в дальнейшем еще эффективнее развивать образование МВА, предоставит слушателям новые возможности и формы получения необходимых знания и развития профессиональных навыков.

Занимаясь совершенствованием обучения МВА и других программ дополнительного профессионального образования, ВКШ стремиться постоянно укреплять связь с практикой. При этом ВКШ исходит из того, что обучение представителей отечественного бизнеса помимо обеспечения профессионально образования должно выполнять важную миссию освещать слушателям через учебный процесс наиболее актуальные задачи и проблемы развития российской экономики. Поэтому учебный процесс максимально наполняется практическими примерами, взятыми из текущей действительности, а бизнес школа исполняет роль компетентного информационного канала между государством и деловым сообществом, концентрируя внимание аудитории на важнейших темах социально-экономического развития нашей страны.

Одним из основных направлений такой работы является проведение круглых столов с участием слушателей ВКШ и широким представительством отечественного бизнеса, а также государственных структур и общественных организаций. Так, например, 14 апреля текущего года в ВКШ проводится Круглый стол на тему "Экспорт российских предприятий. Государственные инструменты содействия", в котором ожидается участие представителей федеральных и региональных министерств, крупных государственных и частных банков, страховых компаний, сотрудников иностранных торговых и дипломатических представительств в России. В программе мероприятия намечены выступления специалистов, задействованных в реализацию мер содействия экспорта, и последующее обсуждение и консультации по различным аспектам государственной экспортной политики. Ожидается, что проведение данного Круглого стола будет интересным и практически полезным представителям компаний, осуществляющим внешнеэкономическую деятельность, особенно в части получения дополнительных знаний и и ознакомления с процедурами использования различных финансовых и нефинансовых инструментов поддержки экспорта.

Важно отметить, что и, по мнению приглашаемых участников, проведение подобных круглых столов отвечает тенденциям современного бизнес-образования. Дополнение к основной программе МВА в виде участия в круглых столах развивает специализацию слушателей и усиливает возможности подготовки управленцев топ-уровня, в том числе в сфере внешней торговли. Наряду с этим, консультирование по вопросам поддержки экспорта с выступающими на Круглом столе специалистами, непосредственно участвующими в этой деятельности, поможет слушателям ВКШ активнее участвовать в налаживании либо развитии внешнеторговой деятельности своих предприятий, а также даст важные и полезные контактов для практической работы.

Мухин Сергей Борисович
Зам декана Факультета
профессиональных программ ВАВТ,
Директор ВКШ ВАВТ

      
© 2015, Всероссийская академия внешней торговли. Обучение MBA, MA, EMBA, DBA, иностранные языки.